Донбасский ХАРАКТЕР

ДонБАСС порожняк не ГОНИТ!


Previous Entry Share Next Entry
За ДЕРЖАВУ обидно
таможенник ВЕРЕЩАГИН
npanop_nepemoru wrote in a_u_nas_donbass
На мой взгляд кинообразы нашего земляка Павла Луспекаева - это  ключ и к русской национальной идее и к Донбасскому характеру...
Луганский художник, подвижник, писавший в анкете "армянин", и сам жил во славу  нашего великого Отечества, и создал образ такого же намногословного мужественного героя
.
Он родился 20 апреля 1927 года в Луганске, сегодня ему было бы 80.  



Ярче всего он запомнился нам как герой "Белого солнца пустыни" таможенник Верещагин.
Помните - " Я мзды не беру. Мне за ДЕРЖАВУ обидно". 




Сценарий "Белого солнца пустыни" к Луспекаеву попал случайно. Он только выписался из больницы после ампутации стоп. Режиссер Владимир Мотыль только начинал подбор актеров.

Главное условие актера было – никаких дублеров. Режиссер согласился, но продолжал искать исполнителей трюков. На съемочной площадке дублеры действительно не понадобились. Луспекаев все делал сам.

Эдуард Розовский, оператор фильма "Белое солнце пустыни", народный артист России: "Он на несколько минут отходил в сторону. Сбрасывал протезы. Давал возможность ногам немного остыть. А через несколько минут появлялся снова такой же жизнерадостный".

Сильный русский характер, говорили про актера коллеги. Между тем, в анкете, чудом сохранившейся в БДТ, в графе национальность написано - армянин. Армянская и казачья кровь, актерский талант и фактурная внешность, - такой артист не мог остаться незамеченным, даже играя в провинциальном театре. Там его заметил приехавший отпуск Кирилл Лавров и предложил перебраться в Ленинград. Георгий Товстоногов тогда создавал звездную труппу. Луспекаева сразу взяли.

Театральная карьера Павла Луспекаева пришлась как раз на золотой век БДТ. Ему единственному Товстоногов позволял себя называть Гога. Премьеры в БДТ тогда гремели на весь союз. Кто не был на спектакле "Варвары" с Луспекаевым и Дорониной, тот не был в Ленинграде, говорили тогда.






Бывший ученик Луганского ремесленного училища Паша Луспекаев в 15 лет пошел в партизаны, стал разведчиком, в бою был ранен. 
Дебют Луспекаева-артиста прошел в Ворошиловграде, где он был зачислен в труппу драмтеатра. Но всем было ясно, что надо идти учиться, и через год после войны, худой и длинный, с сильным южным акцентом и руками, покрытыми наколками, Павел едет в Москву - поступать в Щепкинское. 
Блестяще пройдя тур по актерскому мастерству, на сочинении бывший ремесленник сдал чистый лист. Глава приемной комиссии Константин Зубов спокойно сказал экзаменатору: "Делайте что хотите - я его все равно возьму". 
Луспекаев был зачислен. 

Сентябрь прошел под знаком мучительного сведения татуировок - с ними Павла отказались пускать в аудиторию. 
Тяжело давались ему и уроки танцев - видимо, уже тогда ноги переставали ему подчиняться. 
Преодоление себя продолжалось, но не такой был человек студент Луспекаев, чтобы это показывать. Похлопывая по плечу чопорную преподавательницу, он в ответ на ее замечания ласково приговаривал: "Спасибо, мамаша!", приводя ту в ужас.

Результатом усилий актера в театре и кино стало звание заслуженного артиста РСФСР, которое Павел Борисович Луспекаев получил в 1965 году. В те же годы у него обострилась болезнь: атеросклероз сосудов ног - результатом стала ампутация пальцев. И акт последний - в 1965 году Луспекаев уходит из БДТ. Причины: разногласия с руководством и трудности передвижения по сцене.



Теперь Павел часто бывает дома. Иногда на входной двери висит табличка: "Просьба не беспокоить". Когда он один, он пишет. 
Друг и сосед Луспекаева Олег Басилашвили вспоминает: вошел однажды к Павлу - тот спешно спрятал под подушку тетрадку и вдруг предложил прочесть: "Не могу определить, к какому виду литературы следует отнести прочитанное, но это было невероятно интересно и талантливо". 

Рассказывает Басилашвили еще об одном развлечении Павла: на недавно появившемся магнитофоне Луспекаев записывал целые звуковые картины. Например, как мы теперь скажем, аудиоряд американского боевика - не на английском, но в то же время явно на нем. Вот диалог благородного шерифа и гангстеров, а вот вступает лирическая героиня, потом - шорохи, визг тормозов, стук каблучков по асфальту. 

И все-таки он продолжает работать - теперь только для кино и телевидения. 
В фильме Геннадия Полоки "Республика ШКИД" Луспекаев играет физрука Косталмеда ("Не шали!"). Изначально фильм задумывался вдвое длиннее, а роль физрука - вдвое больше, но у болезни был свой сценарий: Луспекаев опять в больнице, где ему ампутируют часть стопы. Попытки снимать в квартире актера не принесли успеха - роль Косталмеда так и осталась короткой.

Все, кто работал с Луспекаевым, вспоминают его трепетное отношение к тексту роли, а точнее - абсолютное слияние с ним; когда он начинал дышать им, как воздухом, тогда знал: все получится. 
Еще в училище, если у кого-то дело стопорилось, Павел спрашивал: "А ты текст знаешь? Ну так и скажи его". 
И позже Олег Басилашвили вспоминал, каким мрачным и нервным ходил Луспекаев, каким бы взвинченным и "несправедливым к близким", "пока текст роли не становился как бы частью его самого". 
Не раз повторял он друзьям-актерам: "Слова надо хорошо
выучить. 
Выучил - и дело в шляпе". 
Органичность жизни Луспекаева на сцене ли, в кадре ли отмечают все, кто с ним работал.


А в 1997 году указом Бориса Ельцина "Белое солнце пустыни" (ранее бывшее только всенародно любимым фильмом) получил Государственную премию. Получил ее и Павел Борисович Луспекаев - правда, посмертно.




Да, нам было обидно за государство, тихо погружающегося в застой брежневской эпохи. Поэтому высокий творческий накал Луспекаева в роли таможенника волнует наши чувства при каждой новой встрече с “Белым солнцем пустыни”. И как в свое время мальчишками мы страстно надеялись, что Чапаев переплывет реку Урал,  так и при кадрах “Белого солнца пустыни”, где Сухов кричит: “Верещагин! Уходи с баркаса! Не заводи его!”, сердце вырывается из груди и тоже хочется закричать: “Да уходи же! Уходи с баркаса! Верещагин!”


Говорят, Луспекаев чувствовал, что жить ему осталось недолго. Ему нравилась его палка, Павел Борисович считал ее чем-то вроде талисмана. И во время одной ночной прогулки она пропала: то ли он сам забыл ее на скамейке, то ли прихватили прикурившие у него подростки. Через несколько месяцев , в начале апреля 1970-го в прокат вышел прославивший его фильм "Белое солнце пустыни", а, не дожив трех дней до своего 43-летия, Павел Луспекаев умер.  Это произошло в московской гостинице "Минск" в начале съемок фильма "Вся королевская рать" - от разрыва сердечной аорты.

Вот слова людей, впервые увидевших "Белое солнце пустыни" еще в юности, в чем причина того, что наша любовь к луспекаевскому герою не стареет? Люди разные, но в их ответах - трогательное единодушие.

Писатель Владимир Шаров: "В фильме, и особенно в характере Верещагина, - нашеподлинное представление о самих себе. Мы мощные, снисходительные и несуетливые. 
Пьем много, но от грусти и несовершенства мира. Мы уверены, что образ наш искажают враги или обстоятельства. Зла мы никому не желаем, а уж когда все напрочь выходит за рамки, молча, но довольно решительно устраняем неправду и зло
".

Режиссер Владимир Мирзоев: "Верещагин не случайно стал одним из любимых народных героев. Тут совпали редкое актерское обаяние самого Павла Борисовича и
национальный архетип, видимо, восходящий к Илье Муромцу. Верещагин сидит сиднем, хлещет водку, берет мзду, но только до тех пор, пока не задевают его глубинные чувства. Тут он просыпается, выходит из берлоги и восстанавливает попранную справедливость".

Композитор Александр Журбин: "Я думаю, Луспекаев как-то необыкновенно ярко выразил некоторые черты русского национального характера. Во-первых, лихую бесшабашность, бесконечную веру в себя и в свое дело, возможность идти до самого края. И еще - патриотизм. В его случае патриотизм настолько подлинный и истинный, что ни на минуту не сомневаешься в его искренности. Его слова "За державу обидно" - высшее проявление этого патриотизма, в каком-то смысле лозунг и девиз уже нескольких поколений...." 



В энциклопедиях имена города Луганск и актёра Луспекаев - очень близко друг к другу.
http://encycloped.narod.ru/BSE/IKL/L015.htm
http://forum.mashina-vremeni.net/index.php?topic=182.15
http://www.bcetyt.ru/culture/people/pavel-luspekaev.html


  • 1
да, действительно, это подлинно русский, Донбасский характер.
Последние 20 лет конструктивные примеры, позитивные примеры таких людей по-моему целенаправленно уничтожаются из нашей жизни

Дело в том, что он брал эти характеры из жизни, из реальности.

Можно уничтожить даже киноплёнку, но прототипы, прообразы его героев -на Донбассе

Да, у нас были эти особенности...
1) чёткая классовая структура, появившаяся с эпохи индустриализации

2) многонациональность ("котёл" типа американского)
а) при этом подлинный интернационализм
б) и привнесение в культуру интересных особенностей разных культур
3) но таких пролетарских анклавов в Союзе было немало и оттого образы Луспекаева родные для многих

4) да в сущности и Россия вся такая-
...спокойная
...несуетная
...терпимая

Я всегда гордился донецким происхождением. «Донецкая закалка, московская шлифовка» - как говорят обо мне знакомые. Но сейчас мне впервые стыдно, что я донецкий. Стыдно за то, что донецкий клан пользует моих земляков, а они молчат или начинают говорить на суржике. Вы понимаете, о чем я?. Получается, что Донбасс и порожняк гонит и гнется этот характер туда, куда его гнут. Вообще особое уважение Луганску (и Севастополю но это отдельная тема), возможно по бедности (относительно зажиревшего Донецка) люди там резче и честнее заявляют о своей «русскости».
P.S. Мне конечно легко такое говорить из Москвы.

влияние "Донецкого клана"

Всё же экономика многое определяет.
так что влияние "Донецкого клана" закономерно, а на какой-то период времени и неизбежно.
Большая рыба поедает малую, всё проходит, пройдёт и это.

Людям свойственно объединяться в субкультуры. группировки неизбежно возникают в крупных промышленных центрах.
А в селе разобщённость труднее преодолеть

Re: влияние "Донецкого клана"

И чо? Краткий курс марксизма о соотношении базиса и надстройки, и еще более краткий о формировании субкультур? И почти по-шпенглероваски отличие города от деревни? А при чем тут "Донбасский характер"? А как раз о том, что оказывается во многом это миф. Хотя...

Re: влияние "Донецкого клана"

"миф" -это может быть бытовой ярлык недостоверного.
Может быть научный термин информационной целостности.
В этом, последнем смысле - человек не может ориентироваться, руководствоваться иначе, кроме как мифами.
Ваш коммент - по теме.

Люди искусства перерабатывают, переживают, через сердце пропускают то, что учёные изучают как научную рациональность

Re: влияние "Донецкого клана"

о МИФЕ и Мифотворчестве я говорил по-Дюркгеймосвски. Т.е. как о социальном факте от которого не уйти, мы все ощущаем свой донбасский характер, как и оппоненты. Именно по этому сделал сноску "Хотя". Скорее хотел сказать о недостоверности силы и крутизны этого характера, мы предаемся за сытую жизнь. МЫ - это скорее всего конкретно ДОНЧАНЕ.

Re: влияние "Донецкого клана"

Конечно, ведь во-первых корней у этого характера множество, все они разрозненые и уходили слишком в стороны.

Укорененность же была очень неглубока.
При этом последние 15-20 лет это выдиралось с корнем, грубо.

Скажите, а Ваше слово "ДОНЧАНЕ" - производное от "ДонБасса" или "Дона"?

Re: влияние "Донецкого клана"

в данном случае жители г. Донецка. Где меньше всего проявляется "Характер Донбасса" )))

необходимое отзеркаливание

Я , так же как и Вы, воспринимаю второй центральный город Донбасса как необходимое отражение, отзеркаливание и конечно же в свою очередь преувеличиваю достоинства Донецка. Кажется, что достоинства в нём больше

прототип Донбасскому характеру -в Америке

"...люди там резче и честнее заявляют о своей «русскости».
P.S. Мне конечно легко такое говорить из Москвы"
Да, здесь есть опыт многолетнего предательства братьев-славян.
И на Донбасс приезжали беженцы или ссыльные, которым пришлось гибко приспосабливаться к новым реалиям, да и просто забыть свои корни, исконную культуру.
На Украине прототипы Донбасскому характеру можно не сыскать.
Разве что в Америке, среди привычек и повадок переселенцев, у которых отняли их кольты

Прошу прощения, что затеял эти бесполезные прения. Меня интересовало другое. Видел в Донецке рекламу внедорожника дорогого из серии паркетников. Или Нисан или Инфинити. Слоган "Машина с ДОНБАССКИМ ХАРАКТЕРОМ". Есть у вас ссылки на эту рекламу или фотографии? Мне в качестве примера грамотной рекламной коммуникации и позиционирования.

Да! Пока заваривал кофе! Вспомнил недавнюю поездку в Харьков. И каким бедным и заброшенным о мне показался на фоне г. Донецка. Центр напоминал окраину. а о речушке и говорить нечего. явно ее давно не чистили и вообще даже фотографировался только на вокзале. Более менее приличном и оригинальном (о. Федор). Так, вот я вспомнил и понял своих земляков. они прошли эту заброшенность, бедность и хотят просто жить достойно. Вобщем я не прав был критикуя донецких за беспринципность.
С ДНЕМ ПОБЕДЫ из Москвы!!!
P.S.Надеюсь еще лет 10 на Донбассе мы будем считать это победой, а не оккупацией.

и Вас с днём Победы.

Думаю, что основной Ваш вопрос - вполне по теме этого сообщества и логичнее вопрос задать одним новым кросс-постингом, в комментах он затеряется .
Я модерирую ещё несколько коммьюнити. Там народу побольше.
http://community.livejournal.com/au_lugansk/
http://community.livejournal.com/svet_s_vostoka/
http://community.livejournal.com/art_kvartal/
Есть условие -если Ваш вопрос не получает адекватного отклика= через согласованное с Вами время я его стираю.
Однако мне кажется, что если Вы всё же найдёте материал , то мы его можем с интересом обсудить на ветках комментариев.

Вот ссылки на донецкие сообщества
http://all-donbass.livejournal.com/profile

а)

я конечно не мог удержаться, чтоб не запостить в своём блоге ( http://npanop-nepemoru.livejournal.com/7073.html?mode=reply ) аэрографический декор ТОЙОТЫ сюжетами своего любимого фильма.


б)

можно увидеть "восьмёрки", расписанные "Звёздными войнами", но чтоб на японских круизёрах советские сюжеты фигачить -тут без фанатизьму не обойтись.


в)

г)

  • 1
?

Log in